Эксперты рассказали о том, что мешает в России строить нормальные дороги.


Эксперты аудиторской компании «KPMG» представили доклад, главной темой которого является неэффективная система ремонта дорог в России. Материал опубликован газетой «Ведомости».

Дороги

По их мнению, нынешняя система госконтрактов на ремонт и строительство дорог является устаревшей и неэффективной. По устоявшейся системе подрядчики не заинтересованы в том, чтобы построенные ими дороги обходились недорого и были высокого качества. С их слов, становится ясно, что в России практически все процедуры не отвечают общемировым требованиям и стандартам эффективности и качества, которые необходимо пройти подрядчикам для получения госзаказа.

Аудиторы «KPMG» считают, что проблемы начинаются уже на самом начальном этапе проектирования будущей дороги, который искусственно отделен от процесса самого строительства дорожного полотна. В результате этого, организация, отвечающая за проект стремится выполнить свою задачу в максимально быстрые сроки и вложиться в выделенный бюджет. После чего, как можно быстрее пройти все необходимые согласования, а о внедрении современных технологий и экономии средств речь зачастую даже не идет, не говоря уже о соблюдении всех технологических процессов. В результате этого, в утвержденной документации порой не хватает целых этапов, оплачивать которые подрядчику никто не намерен.    

Также эксперты отметили другую проблему – цены. Смета, предоставляемая государством, на которую в дальнейшем и опираются при составлении бюджета, значительно отстает от рыночных показателей. В среднем лаг составляет 15 процентов от стоимости стройматериалов, а по общим расходам на строительные работы до 20%. А по данным другой аудиторской проверки, проведенной «Автодором», обнаружились еще более шокирующие несоответствия: по мнению государства, подрядчик имеет возможность покупать песок по цене на 82% ниже среднерыночной!

Кроме того, авторы доклада отметили, что в период кризиса все вышеизложенные проблемы обострятся еще сильнее. В случае отсутствия реакции со стороны государства мы можем столкнуться со срывами сроков ввода в эксплуатацию уже начатых дорог. По мнению экспертов необходимо провести глобальный пересмотр всей законодательной системы дорожных контрактов, или хотя бы для начала сделать упрощенный доступ к заемным средствам и провести реальную индексацию цен на строительные материалы.